Торможение на механической коробке передач: особенности торможения на мкпп

Как правильно тормозить на автомобиле с МКПП?

При эксплуатации автомобиля с механической трансмиссией необходимо знать особенности управления такой техникой, в особенности правильно тормозить, что позволит обеспечить полную безопасность таких манёвров, позволяя одновременно сократить расход топлива. Поговорим поподробнее о том, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач.

Особенности трансмиссии

На первый взгляд эксплуатация автомобиля с механической коробкой передач может показаться сложной, однако в действительности, привыкнув к работе этого агрегата, можно с легкостью переключать скорости, одновременно экономя топливо при торможении и использовании наката.

Специалисты выделяют три различных способа торможения на автомобиле с механической трансмиссией:

1. Экстренное торможение.

3. Торможение двигателем.

Зная все особенности управления, можно гарантировать безопасность эксплуатации и управления автомобилем даже в тяжёлых условиях. Торможение двигателем часто применяется на заснеженных и обледенелых дорогах. По сути, автовладелец уменьшает крутящий момент, отпуская педаль газа, что позволяет эффективно тормозить, даже не выключая при этом передачу. Преимуществом такого торможения двигателем является наличие качественного сцепления с дорогой, что в особенности важно при управлении транспортом на заснеженных дорогах.

А вот если пытаться тормозить на такой скользкой дороге стандартным способом, когда выжимают сцепление, включают нейтраль, после чего резко давят на педаль тормоза, то подобное может сразу же привести к заносу, причём корректировать такие проблемы даже правильными движениями руля будет крайне сложно. Несомненным преимуществом торможения двигателем является экономия топлива, что позволяет эффективно замедляться в тех случаях, когда не требуется полностью останавливаться, а просто нужно уменьшить скорость автомобиля.

Однако и определённые сложности у такого торможения двигателем всё же имеются. Силовой агрегат при включенной передаче может работать лишь в определенном диапазоне скоростей, соответственно замедлиться на 4 передаче до 30 км/ч и менее будет затруднительно. Необходимо будет всё же выжимать сцепление, понижать передачу, и далее продолжать замедляться. Именно в момент переключения передачи автомобиль может потерять сцепление с дорогой, что приведёт к появлению неконтролируемого заноса.

Многие водители практикуют, так называемое, комбинированное торможение, когда они замедляются, отпуская педаль газа и одновременно нажимая педаль тормоза. Такой способ позволяет быстрее остановить двигатель, при этом имеется возможность некоторого сокращения расхода топлива, так как машина эффективно использует накат. Водителю необходимо будет по мере замедления автомобиля включать пониженную передачу, при этом полностью исключается опасная блокировка колес, которая может привести к заносу автомобиля.

Нужно лишь научиться одновременно правильно нажимать на педаль тормоза и отпускать газ, не забывая при этом понижать передачу, так как на высокой ступени автомобиль попросту заглохнет, что приведёт к отключению работы усилителя тормоза и руля, а это крайне опасные ситуации, когда мы теряем контроль над управлением автомобиля. Комбинированное торможение не относится к экстремальным, его рекомендуют использовать лишь на ровной дороге при наличии каких-либо препятствий или неподалеку от места остановки транспорта.

В редких случаях применяют на механической коробке передач экстренное торможение, которое позволяет быстро остановить автомобиль, избежав тем самым дорожно-транспортного происшествия. Педаль тормоза при такой экстренной остановке нажимается до упора, при этом на современных автомобилях срабатывает ABS, а автоматика вмешивается в работу, предупреждая занос и потерю управления транспортным средством.

На старых автомобилях практиковать такой способ торможения не рекомендуется, так как велика вероятность потери контроля над автомобилем с заблокированными колесами, что приводит к опасности дорожно-транспортных происшествий. Специалисты рекомендуют при необходимости резко замедлиться все же практиковать неэкстренное торможение, а ступенчатое прерывистое, что позволяет имитировать работу ABS, предупреждая при этом полную блокировку колёс.

Такое прерывистое импульсное торможение чаще всего практикуют водители при управлении машиной, не оборудованной системой ABS. Резко нажимая и отпуская тормоз, мы предупреждаем полную блокировку колёс, что позволяет сохранить контроль над автомобилем.

В хороших погодных условиях на сухой дороге можно применять, так называемое, ступенчатое торможение с уменьшением или увеличением усилия на педали тормоза по мере замедления автомобиля. Такое ступенчатое торможение позволяет эффективно останавливать автомобиль, но его можно применять лишь в условиях качественного сцепления с дорожным полотном. А вот если под колесами гололёд или скользкий утрамбованный снег, то такое ступенчатое замедление неизменно приведет к заносу, а автомобиль окажется на полосе встречного движения.

Можно ли тормозить в повороте?

Бытует мнение, что при управлении автомобилем с механической коробкой передач можно тормозить в повороте, и якобы это никоим образом не сказывается на управляемости транспорта. Однако, в действительности, при вывернутых колесах любое нажатие на педаль тормоза приведет к неправильному распределению мощности, появится избыточная поворачиваемость, при которой задняя часть автомобиля словно пытается обогнать перед. Это крайне опасная ситуация, контролировать развитие которой практически невозможно. Поэтому большинство специалистов по экстремальному управлению транспортом не рекомендуют водителям тормозить в повороте, вне зависимости от того, используют ли они машину с механической или автоматической коробкой передач.

А вот на спуске на машине с механикой можно тормозить, но при этом имеется определённая особенность. Ни в коем случае не следует переключать передачи или включать нейтраль. Разъединять трансмиссию и двигатель запрещено. В этом случае можно будет обеспечить эффективное замедление транспорта и исключить потерю управления автомобилем. При активном торможении на спуске, в особенности когда автомобиль используется в горах, следует помнить о том, что может происходить перегрев тормозной системы, что снижает её эффективность, и, в конечном счете, такие раскалённые тормоза просто отказывают, и остановить машину будет невозможно. Поэтому при поездках по таким горным серпантинам необходимо комбинировать как классическое торможение педалью, так и замедление двигателем.

Статьи –
«Правила правильного торможения на механической коробке передач»

Водители с солидным стажем вождения знают, как важно и просто необходимо для безопасности, придерживаться не только правил дорожного движения, но и определенной техники вождения. В особенности это касается тех случаев, когда автолюбителю приходится «иметь дело» с МКПП, или попросту — с механикой. Ведь при управлении автомобилем с МКПП безопасность всех участников дорожного движения находится в непосредственной зависимости от умения грамотно тормозить, чем от степени соблюдения скоростного режима. Поэтому, не будет лишним более детально остановиться на данном аспекте вождения, о чем и пойдет речь в нашей статье.

Правила безопасного торможения

Бесспорно, знание ПДД способно оградить автолюбителя от многих аварийных случаев на дороге, однако, нельзя скидывать со счетов моменты, в которых безопасность водителя и его пассажиров будет зависеть уже от наличия других навыков – умения мгновенно реагировать и способности принимать верные решения.

Если водитель мастерски владеет техникой торможения в таких нестандартных ситуациях, как гололед или резком въезде в поворот, полностью контролируя при этом свой автомобиль – волноваться о сохранности жизни и здоровья не приходится.

Для тех, кто лишь приступил к изучению азов подобного мастерства, мы рекомендуем воспользоваться уже наработанными методиками движения и торможения, знание которых поможет более уверенно чувствовать себя в непредвиденных ситуациях:

  • 1. Важно еще на этапе обучения вождению приучить себя к тому, что в момент совершения на дороге таких действий как вхождение в поворот или сбрасывание скорости, следует удерживать передачу в дееспособном состоянии. Помните, что езда на «нейтралке» не должна входить в привычку, потому что именно в таком режиме езды водитель волей-неволей утрачивает имеющуюся возможность торможения двигателем, а также набора скорости за короткий период времени, что является существенным препятствием избегания аварийной ситуации с идущим позади на высокой скорости транспортом. К тому же, манера езды «накатом» совершенно невыгодна, так как может привести к лишнему перерасходу топлива – приблизительно 2 литра на 100 км.
  • 2. КПП в автомобиле служит для передачи крутящего момента двигателя на колеса, каждая передача имеет свой диапазон скорости на разных оборотах двигателя, для резкого маневра (обгон или перестроение) нужно, чтобы на передаче было больше 2500 оборотов, тогда набор скорости будет чувствительней и резче. При торможении на скользкой поверхности совершать торможение без юза колес и риска попасть в занос можно передачами КПП, так как каждая передача имеет предел скорости, то при переходе с высшей передачи на последующую ниже передачу, будет торможение двигателем. Двигатель не дает колесам крутиться быстрей, чем было на передаче выше. При этом переключение на пониженную скорость нужно производить на средних оборотах, чтобы не повредить механизм КПП. Оптимальные обороты для этого действия — 4000-3000 об/мин.
Читать еще:  Замена сцепления дсг: как поменять сцепление самому

Виды безопасного торможения

Безопасное торможение можно осуществлять несколькими методами, вот наиболее распространенные из них:

  • 1. Торможение двигателем. Пожалуй, самый идеальный вариант торможения для автомобиля, так как применим в большинстве «трудных» случаев – скользкая дорога, пробки, неисправности тормозной системы. Выполняется посредством постепенного понижения передач и перегазовкой.
  • 2. Комбинированное торможение. Метод аналогичен предыдущему с единственным дополнением – производится под контролем плавного нажатия на педаль тормоза. Применяется в случае необходимости экстренного торможения, когда время на самостоятельное торможение двигателя превышает необходимое в данной ситуации.
  • 3. Движение «накатом», езда на нейтральной передаче. Применяется лишь в экстренных случаях, либо в ситуации движения на малых скоростях. Крайне не рекомендуется использовать данный метод в обычной поездке, так как это в разы увеличивает опасность аварийной ситуации.
  • 4. Комбинированное торможение в сочетании с постоянной передачей. Предоставляет водителю такую же возможность совершать торможение посредством двигателя, однако имеется существенный недостаток – высокий риск «потери тяги» двигателем с высокой вероятностью возникновения такой опасной ситуации, как полная потеря контроля над дорожной ситуацией.
  • 5. Резкое торможение. Характерный вид торможения, применяемый в экстренных случаях. Производится путем резкого давления на педаль тормоза и сцепления до момента полной остановки авто.

Удивительно, но используя умение «правильного» торможения на механике, можно даже добиться определенной экономии как топлива, так и ресурса двигателя. Водители со стажем рекомендуют придерживаться следующих нехитрых секретов эффективного торможения:

  • 1. Забудьте о «вредной привычке» езды и торможений на нейтральной передаче.
  • 2. Старайтесь снижать скорость постепенно, переходя от одной передачи к другой, при этом «сигналом» к переключению передач должен служить момент показания тахометра — 2500 об/ мин.
  • 3. Помните, перегазовка является обязательным элементом при переключении передачи на более низкую. Это, во-первых, экономит ресурс сцепления, а во-вторых – гарантированно избавит вас от рывков во время езды.
  • 4. Обращайте внимание при завершении торможения на показания тахометра. Полностью выжимайте педаль и останавливайте авто при значении 1000 об/мин.
  • 5. В момент экстренного торможения выжимайте сцепление по максимуму – это предотвратит нежелательную остановку мотора.

Подводя итоги, отметим, что использование данных рекомендаций автолюбителем способно полностью обезопасить жизнь и водителя, и его пассажиров. Не стоит забывать, что водитель несет полную ответственность за разрешение ситуаций, возникающих во время движения. Эксперты советуют – доведите мастерство торможения до автоматизма, и вы сможете всегда быстро и правильно реагировать на любую нестандартную и сложную ситуацию на дороге.

Как тормозить на машине с механической коробкой

Как известно, в автомобилях передача крутящего момента от ДВС к ведущим колесам осуществляется посредством коробки переключения передач. В случае с МКПП правильный выбор крутящего момента (передаточного числа) на определенной скорости автомобиля осуществляется путем выбора передачи непосредственно самим водителем транспортного средства.

Автомобили, оборудованные механической трансмиссией, на сегодняшний день менее востребованы, чем автомобили, оборудованные автоматической трансмиссией. Это объясняется субъективным фактором простоты и удобства в управлении автомобилем с АКПП.

Однако наряду с более простым управлением автомобиля, водитель машины с автоматом не имеет возможности полностью контролировать ТС. По этой причине, а также по ряду других, версии с механикой также распространены. Далее мы рассмотрим некоторые особенности езды на МКПП, как тормозить на машине с механической коробкой правильно, а также как тормозить коробкой передач «механика» в определенных условиях.

Читайте в этой статье

Торможение на автомобиле с механической коробкой передач: особенности

Управление механической коробкой на первый взгляд покажется сложным. Но, изучив особенности работы данной трансмиссии и привыкнув к ручному переключению скоростей, автовладелец откроет для себя много положительных сторон.

Торможение на автомобиле с механической коробкой передач можно разделить на три способа, два из которых относятся к штатному торможению, то есть снижению скорости без появления неожиданных опасностей.

  • торможение двигателем (штатное торможение);
  • комбинированное торможение (штатное торможение);
  • экстренное торможение.

Торможение двигателем является важным и полезным приемом, применяется при тяжелых условиях движения автомобиля: движение в плотном потоке по городу, прохождение спусков и подъемов, езда при плохих погодных условиях и т.д.

Торможение транспортного средства происходит за счет прекращения подачи крутящего момента от ДВС к ведущим колесам. Например, чтобы медленно снизить скорость после разгона автомобиля на первой передаче до 20 км/ч, необходимо плавно отпустить педаль акселератора, не выжимая педаль сцепления и не выключая передачу.

То же самое можно выполнять и на других передачах. Однако важно помнить, что, например, если стрелка тахометра соответствует оборотам холостого хода, а скорость автомобиля на третьей передаче приблизительно составляет 30 км/ч, необходимо выжать педаль сцепление и перевести рычаг коробки переключения в нейтральное положение.

Другими словами, в этом случае нужно дальше замедляться педалью тормоза, так как при низкой скорости и оборотах на 2, 3 и других передачах двигатель может заглохнуть. По этой причине, когда скорость сильно снижена, передачу нужно выключать и останавливать автомобиль педалью тормоза.

Кстати, существует и другой способ торможения двигателем, причем не доводя до холостых оборотов. По мере снижения скорости автомобиля с повышенной передачи (например, 4-й) необходимо переключаться на пониженную передачу, каждый раз выжимая и плавно отпуская педаль сцепления. В этом случае снижение скорости автомобиля происходит быстрее и при полной остановке автомобиля педаль тормоза практически не используется.

  • Еще одним приемом при езде на МКПП является комбинированное торможение. Комбинированное торможение — торможение двигателем с использованием педали тормоза.

Получается, плавное нажатие на педаль тормоза и торможение двигателем позволяют водителю сохранить управление автомобилем в сложных дорожных ситуациях, избежать заносов и т.д.

Читать еще:  Свечи для двигателя на газу: как правильно выбрать

При комбинированном торможении необходимо:

  • не выжимая педали сцепления, плавно отпустить педаль акселератора;
  • педалью тормоза только подтормаживаем, а не останавливаем автомобиль;
  • на оборотах холостого хода ДВС выжимаем педаль сцепления и переводим рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение, после чего полностью останавливаем автомобиль.

Данный способ торможения не экстренный, применяют его на ровной дороге недалеко от места остановки или каких — либо препятствий.

  • Экстренное торможение на механической коробке передач подходит только в исключительных случаях во избежание аварии. Такое торможение зачастую невозможно предвидеть, но если есть такая возможность, лучше его избегать.

После следует неконтролируемое скольжение автомобиля, машину может занести, развернуть и т.д. Более того, при заблокированных колесах автомобиль становится практически полностью неуправляемым (заблокированные колеса не позволяют эффективно изменить направление движения при помощи руля).

Это крайне небезопасно для водителя и пассажиров данного автотранспортного средства, а также для других участников дорожного движения. По этой причине по возможности оптимально применять активное или импульсное (прерывистое, ступенчатое) торможение.

  • Активное торможение автомобиля с МКПП позволяет эффективно снижать скорость движения или полностью останавливать ТС. В зависимости от ситуации и условий на дороге, виды активного торможения делятся на:
  1. служебное торможение (плавный переход движения автомобиля из динамики в статику, при этом автомобиль постепенно и легко сбрасывает скорость);
  2. ступенчатое торможение (самый распространенный способ торможения, осуществляемый водителем с понижением усилий на педаль тормоза при хороших погодных условиях либо с повышением усилий на педаль тормоза при плохих погодных условиях);
  3. прерывистое или импульсное торможение применяется на транспортных средствах, не оборудованных системой ABS. Если такая система имеется, торможение происходит в штатном режиме (сбрасывание скорости автомобиля возможно как прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, так и одним нажатием с дозированием усилия или без него).

Водителю в этой ситуации для остановки своего автотранспортного средства необходимо понижать передачу по мере уменьшения скорости автомобиля, работая только педалью сцепления и рычагом переключения передач МКПП. Если этого недостаточно, можно осуществить управляемый скользящий удар, используя при этом мягкие элементы кузова авто (двери, крылья и т.д.), которые смогут уменьшить последствия столкновения.

В этом случае только опытный водитель сможет правильно построить траекторию движения своего автомобиля и уменьшить риски нежелательных столкновений. Новичкам в подобной ситуации рекомендуется не поддаваться панике, не бросать руль, внимательно следить за движением и ситуацией на дороге, активно маневрировать, по возможности предупреждая других участников движения звуковым сигналом, аварийной сигнализацией, дальним светом фар и т.д.

  • Еще при езде на машине с МКПП торможение автомобиля в обязательном порядке должно производиться строго с учетом ситуации на дороге, сложившейся в момент торможения.

Например, торможение на повороте. Тормозить в повороте настоятельно не рекомендуется, но если это неизбежно, в первую очередь, необходимо избегать резкого нажатия на педаль тормоза, а также не выжимать педаль сцепления.

Торможение на спуске. При таком торможении не рекомендуется выжимать педаль сцепления и переводить рычаг коробки передач в нейтральное положение, тормозить необходимо двигателем. Торможение на скользкой дороге предполагает, что при торможении водитель не допускает блокировки колес автомобиля.

Что в итоге

Как видно, наличие МКПП позволяет более эффективно управлять автомобилем, контролировать машину и гибко использовать трансмиссию в сложных ситуациях. Если на дороге возникла необходимость торможения автомобиля с механической коробкой, во избежание аварийных ситуаций или поломок, связанных с самой коробкой, необходимо придерживаться основных правил, описанных выше.

Для повышения уровня водительского мастерства необходимо поступить в специализированную автошколу и пройти отдельный практический курс контраварийного или экстремального вождения под руководством опытных инструкторов на закрытых площадках.

Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.

Правильное переключение передач на автомобиле с механической коробкой: когда включать ту или иную передачу на МКПП, работа с педалью сцепления, ошибки.

Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

Как правильно тормозить на механике с использованием двигателя?

Вопрос о том, как нужно тормозить на автомобиле с механической коробкой передач, часто заставляет нас задумываться о правильности своих действий за рулем. Задать вопрос экспертам зачастую возможности нет, да и торможение происходит нормально без специальных знаний. Но помните, что неправильное торможение на мокрой или скользкой дороге может вызвать серьезные неприятности.

Поэтому лучше научиться правильно тормозить на механике с использованием возможностей двигателя. Кстати, это одно из серьезных преимуществ механической коробки передач. На автомате придется рассчитывать только на педаль тормоза и прочие функции активной безопасности.

Тормозим двигателем — экспресс-курс для зимнего вождения

Когда дороги заметены снегом, есть риск уйти в занос при легком нажатии на педаль тормоза. Опытные водители стараются забыть о существовании этой педали и максимально мало использовать ее при вождении. Конечно, полностью отказаться от торможения с помощью предназначенной для этого системы невозможно, ведь двигатель может лишь замедлить ход авто, но не полностью остановить машину.

Итак, торможение двигателем происходит следующим образом:

  • заблаговременно определите момент, когда необходимо начать снижение скорости;
  • выжимайте сцепление и переключайте передачу на пониженную;
  • затем медленно отпускайте педаль сцепления и замедляйте ход;
  • когда авто замедлится и примет свободный ход, нужно снова переключить передачу на пониженную.

Распространенной ошибкой многих водителей в этом процессе является включение первой передачи на большой скорости. Это приводит к нескольким неприятным последствиям. Во-первых, в автомобиле становится ехать некомфортно, водитель и пассажиры клюют носом при каждой попытке притормозить. Во-вторых, такое торможение наносит вред коробке передач, передавая слишком высокий крутящий момент от колес на коробку.

Лучше всего постепенно понижать передачи, но делать это быстро. Если тормозить нужно экстренно, включит вторую передачу и сразу после замедления используйте первую. После окончательного замедления на первой передаче используйте педаль тормоза для полной остановки.

Другие правила торможения на авто с механической коробкой передач

Существует еще несколько особенностей торможения на автомобилях с механической коробкой передач. К примеру, еще в автошколе большинство водителей получают знания о том, что механическая коробка позволяет замедлять ход автомобиля и делать его контролируемым, если не выключать передачу. То есть, не стоит сбрасывать передачу на нейтральную каждый раз, когда вы собираетесь остановиться.

Это дает несколько важных преимуществ:

  • полный контроль движения автомобиля и его замедления;
  • более эластичная работа двигателя без резких перепадов нагрузок;
  • отсутствие лишних движений по включению/выключению передач.

Важно не передерживать включенную передачу больше рекомендованного минимума. Если вы ехали на четвертой передаче, но замедлились до скорости в 20 километров в час, лучше переключиться на нейтральную и дальше принимать решение о нужном режиме поездки. Иначе двигатель не выдержит нагрузки, автомобиль начнет дергаться, а мотор просто заглохнет. Такие ошибки часто допускают начинающие водители, что приводит к неприятным ситуациям на дороге.

Читать еще:  Цепи на колеса: как сделать цепи противоскольжения своими руками

Езда и торможение на горных дорогах

Все знают о том, что на автомобили с автоматическими коробками передач производители ставят значительно более выносливые и толстые тормозные колодки. Дело в том, что при движении по склону авто, оснащенное механической коробкой, имеет значительное преимущество перед автоматом.

Можно контролировать скорость и замедление авто с помощью коробки, позволяя тормозам отдыхать. Техника вождения автомобиля с механикой по горным дорогам следующая:

  • выключать передачу и переходить на нейтральную строго запрещено;
  • при выезде на гору руководствуемся общими правилами вождения — повышенные обороты для разгрузки двигателя;
  • при съезде с горы используем пониженную передачу и тормозим исключительно двигателем (как описано выше);
  • притормаживать педалью можно только в случаях, когда нужно повернуть, а скорость авто слишком высока для этого.

Подобная техника вождения позволит вам избежать попадания на полосу торможения в горном серпантине. Если все-таки тормозные колодки стерлись, и автомобиль неконтролируемо катится вниз с горы, стоит хладнокровно использовать возможности коробки передач и притормозить автомобиль по ходу спуска. Никаких ручников и прочих способов торможения здесь использовать нельзя — это небезопасно.

Подводим итоги

Владельцы автомобилей с механическими коробками передач имеют определенные преимущества по вождению авто в горной местности, а также по эксплуатации тормозных колодок. Тем не менее, нужно освоить технику торможения двигателем и получить больше преимуществ от вождения автомобиля с МКПП.

Помните, что каждый полученный навык в вождении авто позволяет вам стать на ступень выше и получить больше безопасности в эксплуатации транспортного средства. Знаете ли вы иные способы торможения на автомобиле, которые были бы столь же безопасны, как торможение с помощью двигателя?

Как правильно тормозить двигателем на механике?

Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.

Что значит тормозить двигателем?

Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.

Правильный алгоритм торможения

Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Отпустить газ.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. После снижения скорости перейти на более низкую передачу.
  4. После дальнейшего снижения скорости включить 1 передачу.

Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.

Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.

Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».

Окончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

  1. Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
  2. Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
  3. Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
  4. В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
  5. Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
  6. Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Советы при торможении двигателем

  • важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
  • эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
  • переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
  • не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector