Какая смазка для ступичных подшипников лучше: особенности выбора

Какая смазка для ступичных подшипников лучше

Подшипники качения используются практически во всех ответственных механизмах, обладающих вращающимися элементами. С помощью этой детали удается значительно снизить сопротивление трению, переведя процесс трения в менее сопротивляющееся качение. При этом остальные характеристики узла не ухудшаются. Однако, повысить работоспособность подшипника качения помогает использование качественной смазки.

В конструкции автомобиля в трансмиссии, рулевом управлении, в двигателе также используются подшипники разных типов, в том числе и качения. Разберемся, какая смазка для подшипников ступицы лучше, ведь заклинившее колесо может стать неприятным событием, особенно если это произошло на высокой скорости. Это значит, что выбор смазки играет не последнюю роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

  • 1 Каких смазок стоит избегать
  • 2 Рекомендуемые смазки
    • 2.1 Молибденосодержащие смазки
    • 2.2 Высокотемпературные смазки
    • 2.3 Литиевосодержащие смазки
  • 3 Как проводить смазку узла
  • 4 Обеспечение надежности при эксплуатации

Каких смазок стоит избегать

Не каждая смазка обеспечивает надежную защиту от трения в условиях работы автомобильной ступицы. На протекающие процессы воздействует достаточно большое количество внешних и внутренних факторов. Вращение происходит с большой круговой скоростью в условиях высоких температур.

Такие эксплуатационные особенности в большей степени приводят к отказу от смазок, имеющих в составе синтетические углеводороды. Их разрушение часто происходит уже при температурах 45-65 С. Группа включает в себя вазелиновые либо силиконовые материалы, представленные в большом ассортименте на прилавках специализированных отечественных магазинов.

Нужно знать, что смазки на основе углеводородов относятся к консервационному типу и не всегда показывают достойные характеристики в высоконагруженных узлах.

Использование смазочных веществ, включающих в себя натрий и кальций, способно нанести вред ступичным подшипникам. Они эффективно борются с процессом трения, но являются бессильными в противостоянии с коррозионным воздействием. Однако, работа узла сопряжена со сложными условиями, и ему оставаться совсем без смазки нельзя.

Нужно знать, что смазывающие вещества с графитовой основой содержат большое количество абразивных элементов, которые способствуют ускорению износа трущихся поверхностей.

В большей степени эти материалы применяют для малоподвижных сопряжений либо наносят их на рессоры, чтобы уберечь от ржавчины. Средняя выработка узла с внесением графитосодержащих веществ сокращается до 20-30 тысяч км пробега, в сравнении с использованием рекомендуемых автокомпаниями материалами, дающих наработку в 100-120 тысяч км пробега.

Не рекомендуется к применению смазка для ступичных подшипников с содержанием цинка или железа. Хотя она и используется для подшипников качения, но находит свое применение в промышленном оборудовании и узлах.

Рекомендуемые смазки

Разработки современных химиков предоставляют потребителям широкий выбор различных смазочных средств. Использование дополнительных присадок обеспечивает повышение качества и улучшение физико-химических свойств исходного материала. Рассмотрим, какой является лучшая смазка для подшипников.

Молибденосодержащие смазки

Эффективными являются смазочные материалы, изготовленные на основе дисульфида молибдена. Данное химсоединение достойно борется с силами трения, повышая ресурс использования подшипника. Дополнительным аргументом в пользу этой смазки является усиленная борьба с коррозионными процессами.

Читайте также: Замена насоса ГУР своими руками

Активное вещество образует прочную пленку на металлической поверхности и защищает ее от воздействия окислителей. Работа смазки рассчитана на пробег около 100 тысяч километров, что сопоставимо со сроком службы самого подшипника. Это значит, что единожды внеся такую смазку и соблюдая рекомендации по ее эксплуатации, ее замена понадобится лишь с установкой нового подшипника.

Однако, даже такой материал не лишен недостатков. Основной минус – это взаимодействие с влагой. При герметичном корпусе и замкнутой системе работоспособность будет в норме, а вот во время видимой разгерметизации, стоит заменить всю смазку и проверить состояние трущихся поверхностей, так как могут происходить необратимые химико-физические процессы.

Отрицательным качеством также является быстрое загрязнение молибденовых смазок. Абразивные элементы существенно понижают качество смазки, и борьба с трением становится менее эффективной.

Негативным фактором для молибденосодержащих веществ является воздействие высоких температур хотя порог необратимости у них выше, чем у углеводородных, но после значительных превышений скорости стоит открыть колпак и заглянуть на состояние подшипников. Явным визуальным признаком станет синеватый оттенок, а после этого появляется характерный гул с проблемной стороны.

Отечественные производители предлагают такие марки:

Материал иностранного производства можно найти в автомагазинах под брендами:

О наличие молибдена указывается в составе вещества.

Высокотемпературные смазки

В своей основе этот класс часто имеет добавки в виде никелевых и медных порошковых соединений. Примером служит BLUE (МС 1510), способная защищать узел от воздействия высоких температур. У вещества высокая окислительная стабильность, а также температура каплепадения составляет до 350 С, что практически на 100 С выше импортных аналогов.

Подшипники с ней работают безотказно даже при экстремальных терморежимах. Рабочий диапазон составляет от -40 С до +180 С. Она отлично себя проявляет во время экстренного торможения и резкого повышения температур. За счет качественных присадок обеспечивается устойчивость к окислению, термокоррозии и вымыванию.

Литиевосодержащие смазки

Много лет эксплуатируются смазочные материалы с растворенным литием в органических кислотах. Эти смазки относятся к универсальным консистентным веществам. Внешне они имеют светло-желтый оттенок, а вязкость обеспечивает надежную обработку поверхности.

Литиевосодержащие вещества относятся к высокоэффективным материалам, снижающим силу трения. За счет этого уменьшается нагрузка на силовые элементы узла, а также понижается износ трущихся поверхностей.

Срок службы ступичных подшипников с таким антифрикционом повышается до максимально возможных значений, закладываемых производителем. Это обеспечивает надежную работу ходовой системы авто. Для таких условий подшипник не теряет свои эксплуатационные характеристики и до 110 тыс. км пробега. Характерной чертой литиевых смазок является возврат к своим эксплуатационным характеристикам даже после значительного перегрева узла.

Читайте также: Как заменить рулевые наконечники и тяги своими руками

Недостаток у этого материала заметен в средней степени коррозионной устойчивости, при сравнении с аналогами. Заметив нарушение целостности конструкции, стоит обязательно сменить смазку. Также присутствует несовместимость с некоторыми полимерными материалами. Подробную информацию нужно узнавать из инструкции по использованию смазок, предлагающейся с емкостью.

Иностранные производители, предлагающие такие материалы, представлены достаточно широко. Наиболее популярными являются:

Отечественный товар достаточно высокого качества известен под брендом Литол-24. Его стоимость ниже импортных, но при этом эффективность сопоставима с представленными мировыми торговыми марками.

Дополнительным плюсом для Литола является его широкое распространение и рекомендации от автопроизводителей.

Как проводить смазку узла

Перед тем как нанести смазку на ступичный подшипник, необходимо добраться до его расположения. Работы необходимо проводить на заблокированном авто с помощью стояночного тормоза и противооткатов. На опущенном колесе ослабляется болт, после чего необходимо поддомкратить нужную сторону.

Сняв колесо с крепления, ослабляем крепления тормозных суппортов, аккуратно придерживаем колодки и снимаем деталь со ступицы. Понадобится также демонтировать шаровую и стойку. Для этого выкручиваем болты и отводим конструкцию в сторону. С помощью съемника или деревянных накладок сбиваем ступицу с полуоси.

Разбор ступицы также потребует спецоправок или коротких точных ударов, не позволяющих плющить выбиваемые поверхности. Обеспечить более эффективное снятие поможет WD-40 или «вэдэшка». Она наносится на проблемную зону, после чего нужно некоторое время подождать положительного результата, а затем демонтаж должен пройти легче.

Ступичный подшипник имеет две разные части, поэтому необходимо обратить внимание на первоначальное положение их относительно остальных элементов. Вынимать сепаратор нужно так, чтобы внутри не оставалось шариков. Промывку от старой смазки можно провести с помощью бензина, после чего, насухо вытираем поверхность чистой ветошью.

Внесение смазки обычно выполняется без использования шприцев или других приспособлений. Для одной детали понадобится 30-40 г смазочного материала любой марки. Потребуется равномерно распределить ее по всему периметру сепаратора.

Монтаж частей проводится поочередно с добавлением необходимого количества смазки. В качестве оправки часто используют старую обойму от такого же подшипника. Сборка ступицы и колеса проводится в обратном порядке.

Обеспечение надежности при эксплуатации

Перед началом выбора смазки стоит прочитать руководство по эксплуатации автомобиля и рекомендации по этому поводу автопроизводителя. Обычно там расписаны важные параметры и эксплуатационные свойства для требуемой смазки. В некоторых случаях описаны предпочтительные марки или бренды, обладающие заданными характеристиками.

Если такой раздел отсутствует, то стоит попробовать литиевосодержащие вязкие антифрикционы. Однако, через определенные промежутки пробега понадобится провести визуальную диагностику работы подшипников.

Смазки для ступичных подшипников: ТОП-5

Смазка для ступичных подшипников защищает их от износа и облегчает скольжение контактирующих поверхностей, чем способствует легкому вращению колеса, снижению нагрузки на двигатель и ходовую часть автомобиля.

Качественная смазка для ступичных подшипников должна отвечать ряду требований.

  • Смазка не должна растекаться при высоких температурах. Летом в дневное время асфальт прогревается до +70 °C, а при увеличении нагрузок на подшипниковый узел температура может достигать +140 °C и более.
  • При отрицательных температурах смазка не должна загустевать и застывать. В противном случае усилие на сдвиг увеличится, шарики или ролики в подшипниках перейдут в режим трения скольжения, что повлечет за собой усиление износа и образование задиров.

Таким образом, смазка в идеале должна сохранять свои рабочие характеристики при температурах от -40 °C (можно ниже) до +140 °С.

  • Смазка для подшипников ступицы не должна смываться водой, которая попадает в узел с дорожного полотна. Вымывание смазки грозит распространением коррозии.
  • Материал должен иметь оптимальную вязкость, чтобы под действием высоких скоростей, температур и нагрузок сохранять свою структуру, обеспечивать эффективное смазывание и отвод тепла.
  • Смазка должна быть устойчивой к различным химическим веществам (реагентам, топливу, маслу), нейтральной к резинам и пластмассам – чтобы не разрушать сальники и пыльники.

В настоящее время для ступичных подшипников чаще всего используют литиевые и молибденовые смазки. Рассмотрим эти группы подробнее.

Наиболее распространенные и широко применяемые не только для обслуживания ступичных подшипников, но и других узлов автомобиля. Материалы на основе минеральных, синтетических и полусинтетических базовых масел, загущенных литиевым мылом или литиевым комплексом.

Литиевые смазки обладают высоким ресурсом и достаточно доступной ценой. Они работают при нагрузках до 2800 Н, защищают узлы от коррозии, не вымываются водой, имеют достаточно высокие противоизносные и противозадирные свойства.

Другие свойства этих смазок зависят от особенностей базового масла. Например, силиконовые литиевые смазки имеют низкий коэффициент трения и высокие диэлектрические свойства, устойчивы к агрессивным химикатам. Материалы на основе эфирных синтетических масел выдерживают очень высокие скорости (свыше 1300000 мм*об/мин), а также обладают шумоподавляющими способностями.

Смазки на базе полиальфаолефиновых (ПАО) масел имеют очень низкие температуры застывания, характеризуются малой коксуемостью, высокой термостабильностью, устойчивостью к окислению.

В комплексных литиевых смазках базовое масло загущено мылами литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот. Они отличаются более широким диапазоном рабочих температур, большей устойчивостью к воздействию воды, высокой механической стабильностью и уменьшенным маслоотделением.

Читать еще:  Не включаются передачи на заведенном двигателе

Смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) в качестве антифрикционной добавки. Так же, как и литиевые, они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими.

Частицы дисульфида молибдена образуют на поверхностях деталей дополнительный смазочный слой, который защищает их от абразивного износа, задиров и коррозии.

В случае испарения базового масла смазывающую функцию берет на себя MоS2, и смазка начинает работать в качестве аварийной.

Молибденовые смазки обладают высокой несущей способностью и могут работать при очень больших нагрузках. Как правило, они закладываются на весь срок службы ступичного подшипника.

Чем не рекомендуется смазывать ступичные подшипники?

Для обслуживания ступичных подшипников подходят далеко не все смазки. К примеру, солидол при резком повышении температуры перестает защищать детали от износа. Графитовые смазки содержат абразивные компоненты, которые могут повреждать металлические поверхности. Натриевые и кальциевые смазки отлично снижают трение, но не защищают узлы от коррозии. Силиконовые смазки в достаточно тяжелых условиях эксплуатации ступичных подшипников быстро теряют свои свойства.

ШРУС-4 технически подходит для применения в ступичных подшипниках, однако специалисты рекомендуют использовать ее в более «грубых механизмах. Смазки с цинком и железом, хоть и разработаны для подшипников качения, больше подходят для узлов промышленного оборудования, чем для ступиц.

Консервационные смазки в целом удовлетворяют условиям эксплуатации ступичного узла, но плохо работают при высоких нагрузках.

Также не рекомендуется смешивать в подшипнике несколько видов смазок – неизвестно, к каким результатам это может привести.

Мы выбрали 5 наиболее популярных смазок для ступичных подшипников и представили их в виде рейтинга – на основании комплекса их свойств, стоимости и успешного опыта применения.

EFELE MG-213

EFELE MG-213

EFELE MG-213 обладает механической стабильностью, повышенной несущей способностью, устойчива к смыванию водой. Смазка характеризуется высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами, имеет длительный срок службы.

Помимо ступичных подшипников, данный материал актуален и в других узлах ходовой части автомобилей и специальной техники. В промышленности он применяется для обслуживания деревообрабатывающего, полимерного и металлургического оборудования, подшипниках сушильных печей, вентиляторов и электродвигателей.

EFELE MG-213 – лучшая пластичная смазка для ступичных подшипников. При очень высоких эксплуатационных характеристиках ее стоимость ниже, чем у популярных аналогов. Подробнее об этом материале смотрите в видеообзоре.

  • Шприц с дозатором 10 г, туба 400 г, ведра 5 и 18 кг

Molykote Multilub

Molykote Multilub

Пластичная минеральная смазка на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +120 °C.

Molykote Multilub предотвращает коррозию, заедание, задиры и схватывание. Она не вымывается водой, имеет длительный срок службы, высокую несущую способность.

Данная смазка используется не только в ступичных подшипниках, но и узлах трения вентиляторов и электродвигателей, конвейерных систем и металлообрабатывающих станков. Подходит для зубчатых передач, шлицевых соединений и гибких валов в оболочках.

Molykote Multilub проигрывает EFELE MG-213 по стоимости, диапазону рабочих температур и доступности.

  • Тюбик 100 г, туба 400 г, банка 1 кг, ведро 20 кг, бочка 180 кг

Fuchs Renolit LX EP 2

Fuchs Renolit LX EP 2

Пластичная смазка зеленого цвета на основе минерального масла и литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от — 30 до +150 °C.

Fuchs Renolit LX EP 2 обеспечивает защиту поверхностей от коррозии и износа, устойчива к механическому разрушению и окислению. Обладает повышенной несущей способностью и длительным сроком службы.

Смазка предназначена для обслуживания узлов трения ходовой части автомобилей и специальной техники, подходит для промышленного оборудования.

Fuchs Renolit LX EP 2 обладает стабильными характеристиками, однако проигрывает лидерам по термо-и водостойкости.

  • Туба 400 г, ведра 5 и 18 кг, бочка 180 кг

Mobilgrease XHP 222

Mobilgrease XHP 222

Минеральная пластичная смазка на основе литиевого комплексного мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +150 °C.

Смазка Mobilgrease XHP 222 устойчива к воздействию воды, защищает подшипники от коррозии и износа, предотвращает задиры, при высоких температурах не разрушается и не окисляется.

Данный материал может применяться как в ходовой части автомобильной и специальной техники, так и в промышленном оборудовании, морском и сельскохозяйственном оборудовании.

По своим характеристикам Mobilgrease XHP 222 уступает смазке Molykote, а по цене намного превосходит российскую EFELE MG-213.

  • Туба 390 г, ведро 18 кг, ведра 50 и 180 кг

Shell Gadus S3 V220C 2

Shell Gadus S3 V220C 2

Минеральная пластичная смазка многоцелевого применения на основе литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от -15 до +150 °C.

Shell Gadus S3 V220C 2, помимо ступичных подшипников и других элементов ходовой части автомобилей, используется в нагруженных узлах литейного, вибрационного, горнодобывающего, дробильного оборудования и роликовых транспортерах.

Смазка устойчива к повышенным вибрационным нагрузкам, воздействию воды и высоких температур. Она хорошо удерживается на поверхностях, защищает их от износа и коррозии, а также обладает длительным сроком службы.

Среди всех представленных смазок Shell Gadus S3 V220C 2 обладает самой низкой морозостойкостью, что резко ограничивает область ее применения.

  • Туба 400 г, ведро 18 кг, бочка 180 кг

Многие автопроизводители регламентируют ресурс смазки для подшипников ступицы 35-45 тысячами км пробега. Однако с учетом условий и интенсивности эксплуатации автомобиля этот срок может быть скорректирован в меньшую сторону.

При выборе смазки следует ориентироваться на тип подшипника, марку стали, из которой он изготовлен, рабочую нагрузку узла, скорость его вращения, частоту эксплуатации автомобиля и другие факторы.

Практика показывает, что для ступичных подшипников лучше всего подходят термостойкие смазки, которые наносятся в узлы в оптимальном количестве. Недостаток смазочного материала может привести к заклиниванию подшипника, а избыток – к выдавливанию смазки из узла.

Как смазать подшипник ступицы?

Смазывание ступичного подшипника – не самая сложная операция, которая при наличии определенного набора инструментов вполне доступна для каждого автовладельца.

Предварительно подготовьте смазку, ветошь, сальники, ступичные гайки, молоток, набор гаечных ключей, съемник (можно плоская отвертка), промывочную жидкость (бензин, ацетон) или специальный очиститель.

  • Перед тем, как приступать к разборке узла, установите автомобиль на ровной поверхности, включите ручной тормоз и снимите нужное колесо.
  • При помощи торцевой головки и удлиненного воротка ослабьте ступичную гайку, снимите тормозной суппорт и диск.
  • Саму ступицу отсоедините от поворотного кулака. После этого полностью выкрутите гайку, которая фиксирует ступицу.
  • При помощи молотка выбейте деталь из полуоси. Подшипник запрессован в обойму при помощи съемника или плоской отвертки. Если кольцо в обойме «закисло» и прикипело к посадочному месту, демонтируйте его с помощью специального средства типа EFELE UNI-M.
  • После снятия подшипника удалите старую смазку, очистить обойму и посадочное место. Для этого потребуется бензин, дизельное топливо или специальный очиститель.
  • Чистой ветошью вытрите поверхности насухо, а затем смажьте подшипник, обойму и посадочное место.
  • Соберите узел, осуществляя вышеперечисленные действия в обратной последовательности.

Обслуживание автомобиля с тормозами барабанного типа выполняется без снятия ступицы, порядок действий при этом остается таким же.

Как правильно подобрать смазку для задних и передних ступичных подшипников

Хорошее техническое состояние узлов ступиц передних и задних колёс это одно из основных условий безопасности поездки на авто. Одной из важнейших деталей ступиц считаются подшипники. Они во время работы подвергаются серьёзным нагрузкам, работают в условиях влияния внешней среды и перепадов температур. Несмотря на это, мало кто из водителей регулярно проверяет их исправность. Над их работой начинают задумываться только тогда, когда они начинают очень сильно стучать или, вообще, заклинивают. И очень хорошо, если такое случается не на скорости за 100 км/час. Практически никто не делает регулярный осмотр подшипников, их смазку. А делать её необходимо достаточно часто, не реже чем один раз на 20–40 тыс. км. Детальный осмотр нет ли нарушения геометрии дорожек внутренних и внешних колец, люфтов, или других деформаций, поломок, а также периодическая смазка подшипников позволит им прослужить долго. По сути, если правильно следить и ухаживать за узлами качения, регулярно их смазывать, то они будут служить годами. Однако как правильно смазывать и какую смазку для ступичных подшипников лучше выбрать известно далеко не всем.

Замена смазки ступичного подшипника

Какие смазки подходят для подшипников?

Ассортимент смазочных материалов сегодня достаточно широк. Многие считают, что в подшипники можно напихать любой смазывающий состав, который не вытекает. И этого будет достаточно для их правильной и долговечной работы. Однако это не так. Смазка для подшипников ступицы требуется специальная. Помимо прочего, даже разные типы подшипников требуют применения различных видов смазочных материалов. Для подшипников подходят пластические смазки. Основное предназначение пластичных смазок — уменьшение, смягчение трения металлических элементов друг с другом.

Они создают на поверхности деталей устойчивую плёнку, которая уменьшает трение внутри подшипника, повышает его рабочие параметры и препятствует быстрому износу. Также пластичные смазки проявляют антикоррозийные свойства и способствуют отведению лишнего тепла от подшипника, уплотняет детали внутри подшипника.

Пластичные смазки в своём составе имеют несколько основных составляющих: непосредственно смазочный материал, загуститель и модификатор. Именно они определяют в каких целях и при каких условиях эта смазка используется.

Для подшипников применимы несколько разновидностей пластичных смазок: литиевые, кальциевые, натриевые, высокотемпературные и молибденовые, которые имеют различный состав, свойства и сферу применения.

Молибденовые смазки

Одними из лучших сегодня считаются молибденовые смазки. Соли дисульфида молибдена, которые содержатся в них в огромном количестве, уменьшают трение, а соответственно, предотвращают преждевременный износ. Они, обволакивая изнутри ступичный подшипник, препятствуют образованию задир, коррозийному повреждению метала. Молибденовой смазки хватает на гораздо больший пробег, до 100 тыс. км, что соответствует сроку службы самого подшипника.

Однако молибденовые смазки имеют и некоторые недостатки. Во-первых, она очень боится влаги, и если произошла разгерметизация ступицы, то смазку лучше поменять. Во-вторых, они достаточно быстро загрязняются, в них могут попадать абразивные частицы, к примеру, пыль, что приводит к трению. И в третьих, такие смазки боятся высоких температур. К тому же они достаточно недешевые по сравнению с другими видами.

Кальциевые смазки (солидолы)

Смазки на основе кальция традиционно используются для смазки узлов качения. Это одно из самых дешёвых средств, обладающее в то же время хорошими эксплуатационными характеристиками. При смешивании различных марок солидолов их характеристики не ухудшаются, чего не скажешь про другие виды смазок, где зачастую смешивание противопоказано. Солидолы часто выбирают автовладельцы для подшипников, особенно для заднего ступичного узла. В передней ступице, которая обычно более нагружена и работает при более высоких температурах, его тоже можно применять, однако надо учитывать тот факт, что солидол очень восприимчив к перегревам. При температуре свыше 80 градусов он распадается.

Униолы внешне похожи на обычный солидол. В них также содержится кальций. Однако они имеют лучшую термостойкость. В некоторые униолы добавляется в маленьких количествах молибден, что улучшает их противозадирные свойства и повышает износостойкость деталей в процессе эксплуатации.

Читать еще:  Какое давление в шинах автомобиля должно быть летом и зимой: что нужно знать

Консталины

В этих смазках в качестве загустителя выступает натриевое мыло. Консталин обладает более высокой температурой плавления чем солидол, однако он не водостойкий. Его достаточно легко смыть с поверхности при помощи обычной воды, что делает его применение весьма ограниченным. К тому же, он склонен к термоупрочнению, что делает невозможным использование в передней ступице с дисковыми тормозами, ведь температура там зачастую достигает 100 градусов, а то и больше.

Литол — масляная смазка для ступичных подшипников, которая традиционно применяется автомобилистами на всех ступичных узлах. Он имеет достаточно густую консистенцию, водостойкий. Имеет прекрасные эксплуатационные характеристики. Борется с трением, препятствует ускоренному износу деталей. Смазанный литолом подшипник работает долго и стабильно, и вы будете уверенны, что ваша ходовая прослужит долго. Литола хватает на 100–110 км пробега, хотя механики всё равно рекомендуют его периодически менять.

Однако в литола есть и минусы. Он имеет невысокие антикоррозийные показатели, что требует повторной обработки в случае разгерметизации ступицы. К тому же литол может растворять полимеры. Потому прежде чем смазать подшипник литолом, стоит обратиться к инструкции по эксплуатации машине, там может быть запрет на его использование.

Высокотемпературные смазки

Они применяются в узлах качения, когда автомобиль используется в экстремальных условиях. В их составе присутствуют никелевые или медные порошки. Высокотемпературными могут смазываться подшипники в узлах качения, когда обычная рабочая температура в узле существенно превышает обычные 80–100 градусов, при этом такое средство совершенно не теряет своих эксплуатационных показателей. К тому же учитывая более сложные условия эксплуатации, к высокотемпературным смазочным средствам есть и ряд других требований. Они не должны плавиться и вытекать при повышении температуры, обладать химической стабильностью, не испаряться и иметь хорошую механическую прочность.

Как выбрать хорошую смазку?

Вне зависимости от того, какой из вышеперечисленных видов смазочных средств отдадите предпочтение, для того чтобы выбрать действительно хорошее средство стоит учесть также и другие характеристики смазки.

  1. Она должна быть достаточно вязкой и в то же время текучей. При этом она не должна вытекать из подшипника. Вязкое и текучее средство сможет покрыть все внутри подшипника, и одновременно не будет затруднять движение.
  2. Смазочные характеристики. Высокие смазочные способности необходимы для понижения трения внутри ступицы.
  3. Устойчивость к низким и высоким температурам. Очень важно чтобы смазка внутри подшипников зимой не застывала, а летом не плавилась и не вытекала.
  4. Противоизносные свойства, или способность препятствовать износу и выходу из строя подшипника.
  5. Стабильность работы под воздействием внешней среды.
  6. Антикоррозийные свойства. Средство не только должно облегчать движение деталей в подшипнике, а и защищать их от коррозийного поражения.

Выбирая смазку для подшипников, стоит учитывать очень много параметров. Это, базовый состав средства, его характеристики, условия эксплуатации автомобиля, а также много технических свойств самого смазывающего вещества. Только правильно подобрав смазку, вы сможете быть уверены в работе ступичных узлов и всей ходовой. Вы будете вспоминать об узлах качения не чаще чем каждые 20–40 км пробега, а именно только при очередном плановом смазывании подшипников.

Какую смазку использовать для подшипников ступицы?

Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.

Требования к смазывающему материалу

В конце прошлого века сепараторы различных подшипников наполнялись двумя видами составов – «Литол-24» и «Циатим-201». Сейчас на полки автомагазинов выставляется огромное количество изделий от разнообразных брендов, среди которых немудрено запутаться. Опять же, не всякая густая смазка годится для ступиц легковых машин.

Чтобы выяснить, какая смазка лучше, необходимо сформулировать требования к ней и сравнить с инструкцией на упаковке:

  1. Материал не должен растекаться при нагреве. В летний период температура дорожного покрытия достигает 70 °С, прибавьте сюда трение и работу тормозов. На повышенных нагрузках обоймы подшипника разогреваются до 140 °С, столько обязана выдержать и смазка.
  2. Загустевший на сильном морозе состав не даст шарикам или роликам катиться и они начнут скользить. Отсюда задиры и ускоренный износ элементов. Значит, материал должен оставаться пластичным до температуры минус 40 °С.
  3. Поскольку колеса постоянно контактируют с водой, она неизбежно попадает в ступицы. Смазывающий состав не должен терять свойства после контакта с влагой и вдобавок защищать металлические детали от коррозии.
  4. Лучше использовать смазку, меняющую консистенцию в зависимости от нагрузки и нагрева. Колесо быстрее вращается – подшипник греется – материал разжижается и смазывает деталь интенсивнее. При замедлении происходит обратный процесс.
  5. Состав должен быть химически стойким и нейтральным по отношению к полимерам и резине, из которых изготавливаются пыльники и элементы сальников.

Важно, чтобы смазочный материал сохранял перечисленные свойства как можно дольше, тогда и ресурс подшипникового узла способен увеличиться до 100 тыс. км пробега.

Разновидности ступичных смазок

Как и жидкие масла, составы для смазывания трущихся деталей делаются на минеральной либо синтетической основе со специальными присадками – загустителями. Последние играют основную роль при формировании свойств материала. Существует несколько видов добавок:

  • так называемое литиевое мыло;
  • то же, с добавлением фталоцианина меди, натрия либо других металлов;
  • загуститель на основе полимочевины с добавлением силикагеля и стабилизирующего вещества – кальций-сульфаната;
  • политетрафторэтиленовая присадка (иначе – тефлон) служит загустителем для дорогих перфторполиэфирных смазок.

В жидкие и густые масла также принято добавлять дисульфид молибдена, улучшающий противозадирные и антикоррозионные свойства.

Смазочные материалы с литиевой добавкой отличаются светлой, черной либо коричневой окраской и на данный момент уже считаются устаревшими. Обладают довольно высокими антифрикционными свойствами и нередко служат по 80–100 тыс. км. При одном условии: если снаружи не попала вода через поврежденный пыльник: смазка слабо защищает узел от коррозии. К подобным изделиям как раз относится широко известный «Литол-24», зарубежные аналоги – British Petroleum и Renolit.

Литиевая высокотемпературная смазка для ступичных подшипников, содержащая фталоцианин меди, окрашена в синий либо зеленый цвет и по характеристикам превосходит предшественника. Сохранив длительность и эффективность работы, состав обрел повышенные антикоррозионные свойства и потому широко применяется для обслуживания легковых авто. Максимальная рабочая температура смазывающего материала – 180 °С. Примеры подобных изделий – Litho HT, Castrol LMX и LM 50.

Более современная смазка для подшипников ступицы, сделанная на минеральной основе с добавлением полимочевины способна работать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 180 °С, выигрывая у литиевых составов по долговечности и коррозионной стойкости. Яркий представитель – изделие AIMOL Greasetech Polyurea EP 2, кратковременно выдерживающее температуру +220 °С без растекания. Поскольку в загустителе не применяются соли различных металлов, то исключены процессы окисления, поэтому срок службы материала равен ресурсу самого подшипника.

О перфторполиэфирных смазках стоит упомянуть вкратце, поскольку они слишком дорогие. Некоторые японские и немецкие производители закладывают их в подшипники, но для рядовых пользователей цена слишком велика.

Молибденосодержащие масла, давно вошедшие в моду, заслужили неплохую репутацию. Но применительно к механизмам ступиц данные материалы грешат одним недостатком: при попадании в узел влаги и воздуха дисульфид молибдена вступает с ними в сложную реакцию, отчего выделяется серная кислота, пусть и в мизерных количествах. Это сокращает ресурс деталей, вместо того чтобы продлевать.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

Какие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Обслуживание ступичного узла

Для начала следует уяснить, что в большинстве современных легковых машин иностранного производства устанавливаются роликовые необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что на заводе в сепаратор заложено требуемое количество смазочного материала, рассчитанного на полный срок службы элемента. Специально разбирать его в процессе эксплуатации нет нужды.

Тем же путем движутся отечественные производители машин и запчастей к ним. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на переднеприводных автомобилях ВАЗ составляет 60 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть. Смазать подшипник можно и раньше, но существенного продления «жизни» вы не добьетесь.

Зачастую автолюбители покупают зарубежные высококачественные аналоги от брендов FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo, способные отработать до 300 тыс. км без всякого обслуживания.

Чтобы добраться до подшипника переднего колеса, придется разобрать часть подвески:

  1. Поставьте машину на ровную площадку, зафиксируйте «ручником» и снимите колесо.
  2. Разблокируйте и вытащите тормозные колодки, затем демонтируйте суппорт, подвязав его проволокой к кузову.
  3. Съемником выдавите шаровой палец тяги и открутите нижнее крепление поворотного кулака.
  4. Ослабьте и выверните гайку крепления ступицы, после чего аккуратно разъедините ее с шарниром полуоси.

Несколько слов о том, как смазать ступичный подшипник. Старый материал необходимо удалить и промыть все детали, затем уложить новый и собрать узел. Помните, что смазки не должно быть много – максимум 30% от внутреннего объема самого элемента.

Смазка для ступичных подшипников

Смазка для ступичных подшипников выполняет функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть. При выборе смазки необходимо учитывать требования, предъявляемые к ним. В частности, состав должен выдерживать высокую температуру, обладать антикоррозионными свойствами, а также защищать поверхности железных шариков и обоймы от износа. В настоящее время существует пять основных типов таких смазок — литийсодержащие, высокотемпературные, на основе полимочевины, на основе молибдена и перфторполиэфирные. Далее мы рассмотрим их особенности, а также факторы, которые необходимо учитывать при выборе той или иной смазки.

Читать еще:  Что такое главная передача в автомобиле

Свойства смазки для ступиц

Свойства смазки для ступичных подшипников обусловлены условиями ее эксплуатации. В частности, рабочие пары вращаются с большой угловой скоростью, из-за чего возникает высокая температура в месте их соприкосновения. Кроме того, на поверхность подшипника попадает влага и грязь, что может вызвать появление коррозии. Поэтому смазка для ступицы должна:

  • Не растекаться при нагреве. Среднее значение температуры, при котором работает ступичный подшипник — +120°С. Однако, чем большую температуру выдерживает смазка — тем лучше.
  • Сохранять свои эксплуатационные свойства при отрицательной температуре (до -40°С). То есть, смазка не должна загустевать и создавать препятствия при вращении колеса.
  • Не терять своих свойств при контакте с водой, а также защищать металлические поверхности от коррозии.
  • Не менять свою консистенцию при изменении рабочих температур.
  • Иметь химически устойчивый состав. Кроме того, смазка не должна агрессивно воздействовать на полимеры и резину, из которой сделаны пыльники и сальники на подшипниках или других, расположенных неподалеку от них узлов и механизмов.

В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.

Смазывание ступичного подшипника

  • Литийсодержащие составы. Одни из самых популярных смазок созданы на основе литиевого мыла. В частности, самой распространенной из них является «Литол 24». Причина популярности этого средства кроется в его невысокой цене и неплохих эксплуатационных характеристиках средств. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
  • Высокотемпературные смазки. Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов. Примерами таких смазок являются Litho HT, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
  • На основе полимочевины. В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество — кальций-сульфанат. Это современные смазки, популярные среди автолюбителей. Примеры таких составов — AIMOL Greasetech Polyurea EP 2. Его отличительной особенностью является термическая устойчивость (выдерживает кратковременный нагрев до +220°С).
  • На основе молибдена. Они неплохо зарекомендовали себя, поскольку выдерживают значительную рабочую температуру. Однако у них есть один существенный недостаток — при контакте с водой происходит химическая реакция, результатом которой является серная кислота. А она уменьшает ресурс деталей, к которым прикасается.
  • Перфторполиэфирные. Это самые совершенные, однако и самые дорогие смазки. Как правило, их используют в спортивных машинах, едущих на больших скоростях и испытывающих значительные механические нагрузки. Иногда такие смазки японские и немецкие производители применяют в машинах премиум класса. Однако для большинства рядовых потребителей их использование не имеет смысла, учитывая их высокую стоимость.

Каких смазок стоит остерегаться

Как уже упоминалось, подшипник ступицы является высоконагруженным узлом. Соответственно, с ним нельзя использовать смазки, содержащие синтетические углеводороды. Их химические соединения распадаются уже при температуре +45°С…+65°С. Их основное предназначение — консервация или работа в слабонагруженных механизмах. К ним относятся силиконовые смазки или смазки на основе вазелина.

Также не стоит использовать смазки на основе кальция или натрия (в частности, кальциевых и натриевых мыл). Они достаточно эффективно смазывают рабочие поверхности, однако плохо защищают их от влаги. Не стоит использовать для ступичных подшипников и графитную смазку. Она может нанести вред этому важному узлу. Смазки с добавлением цинка и железа также не рекомендуется использовать в ступичных подшипниках.

Рейтинг лучших смазок для подшипников ступицы

В интернете существует много споров по поводу использования того или иного состава. Лучшая смазка ступичных подшипников выбирается на основании нескольких факторов — рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля, эксплуатационных характеристик смазки (температурный диапазон, защитные свойства), личного опыта и предпочтений автолюбителя, а также цены. Лучшие смазки для ступиц представлены в приведенной ниже таблице. Рейтинг составлен по отзывам автолюбителей.

Название смазки Цена по состоянию на зиму 2017/2018 Номер в каталоге Описание
Liqui Moly LM 50 950 рублей, туба объемом 400 мл 7569 Высокотемпературная консистентная литиевая смазка для ступиц подшипников.
Castrol LMX Li-Komplexfett 480 рублей, туба объемом 300 мл 4506210098 Высокоэффективная пластичная смазка, состоящая из загустителя на основе литиевого комплекса, минерального базового масла и специально подобранного пакета присадок.
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE 700 рублей за банку массой 453 грамма. SP1608 Высокотемпературная смазка для шариковых и роликовых подшипников качения всех типов. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии.
МС-1000 44 рубля за упаковку 30 грамм 1101 Восстанавливающая многофункциональная литиевая пластичная металлоплакирующая смазка. Содержит металлоплакирующий комплекс, который регенерирует поверхности трения и блокирует коррозию
«Литол 24» 35 рублей за упаковку массой 100 грамм 714 Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка

Описание смазки для подшипников

Теперь остановимся более детально на каждой из перечисленных смазок. Далее будут приведены их эксплуатационные характеристики, область применения и некоторые особенности. Исходя их которых каждый сможет подобрать для себя лучшую.

Liqui Moly LM 50

Консистентная смазка на основе лития, способна работать при высоких температурах, содержит противозадирные присадки. Эксплуатационные характеристики:

  • цвет — синий;
  • загуститель — литиевый комплекс;
  • температурный диапазон применениям — от -30°C до +160°C (кратковременно до +170°C);
  • класс NLGI — 2 (по DIN 51818);
  • пенетрация — 275-290 1/10 мм (по DIN 51804);
  • температура каплепадения — > +220°C (по DIN ISO 2176).

Liqui Moly LM 50 — одна из лучших смазок для ступичных подшипников. Также состав можно использовать для смазки других высоконагруженных деталей — подшипников скольжения и качения, подшипников сцепления.

Castrol LMX Li-Komplexfett 2

Представляет собой эффективную пластичную смазку, загустителем которой является литиевый комплекс. В ее состав также входит базовой масло и пакет присадок. Эксплуатационные характеристики не ухудшаются во всем рабочем температурном диапазоне. Их значения составляют:

  • класс NLGI — 2;
  • цвет — зеленый;
  • стойкость к вымыванию водой (по методу ASTM D 1264) — 2600 Н;
  • температура каплепадения (по методу ASTM D 566) — >260°C;
  • рабочий температурный диапазон — от -35°C до +170°C.

По отзывам некоторых автовладельцев смазка Castrol LMX Li-Komplexfett 2 легко вымывается в случае, если внутрь подшипника попадает вода. Поэтому следите за целостностью его корпуса и пыльника при его наличии. Хранить смазку необходимо только в герметичной таре, не допуская попадания в нее влаги. Также нельзя допускать длительного попадания на нее прямых солнечных лучей или ультрафиолета.

STEP UP High Temperature Wheel Bearling Lithium Grease

Это высокотемпературная литиевая смазка которую можно использовать как для подшипников ступицы, так других роликовых и шариковых подшипников. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии. Обладает высокими антифрикционными, противозадирными, противоизносными, антикоррозионными свойствами. Не теряет защитных свойств при попадании в смазку загрязнений. Ее эксплуатационные характеристики следующие:

  • выдерживает скоростной режим — до 10000 об/мин;
  • температура рабочая — от -40 до +250°С;
  • температура каплепадения — +260°С;
  • индекс задира — 627 Н;
  • максимальная нагрузка — 1166 H;
  • диаметр пятна износа, — 0,65 мм;

Отличительной особенностью смазки является ее широкий температурный диапазон. Поэтому ее можно использовать как в условиях значительных морозов, так и в южных регионах страны. Также ее можно использовать для спортивной и раллийной техники, у которой ступичные подшипники испытывают повышенные нагрузки, в том числе температурные.

Является многофункциональной пластичной металлоплакирующей смазкой на литиевой основе. В ее состав входит металлоплакирующий комплекс, задача которого заключается в регенерации поверхностей трения, а также нейтрализации коррозионных процессов и увеличения срока службы узла. Эксплуатационные характеристики:

  • класс пенетрации NLGI — 2/3;
  • совместима с литиевыми смазками;
  • значительно продлевает срок службы металлических деталей подшипников;
  • позволяет увеличить интервал между заменами смазки;
  • исключает возникновение задиров и сваривание трущихся деталей;
  • снижает шум, вызванный износом подшипников;
  • успешно работает в тяжелонагруженных узлах трения;
  • успешно заменяет солидолы всех типов, смазки общего назначения и некоторые другие пластичные смазки.

Кроме ступичных подшипников МС-1000 также можно использовать деталях шасси различных транспортных средств, шестернях и соответствующих механизмах, различных нагруженных рабочих парах.

«Литол 24» — популярное смазочное средство среди автолюбителей. Он является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения различных транспортных средств. Изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок. Эксплуатационные характеристики:

  • рабочая температура — от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С);
  • температура каплепадения — не ниже +180°С;
  • испаряемость при +120°С — до 6%;
  • критическая нагрузка — 63 кгс;
  • индекс задира — 28 кгс;
  • класс NLGI — 3.

Недостатком «Литол 24» является то, что при контакте с водой он теряет свои свойства, и достаточно легко вымывается. Поэтому необходимо следить за целостностью ступичных подшипников и их пыльников. Вместе с тем, она неплохо защищает металлические поверхности от коррозии и обладает устойчивой механической, химической и коллоидной стабильностью.

Другие смазки

Кроме перечисленных выше смазок ступичных подшипников также есть большое количество других составов. Не вдаваясь в подробности и не описывая их технические характеристики, далее просто перечислим их. Итак:

  • смазка ВНИИНП-261 (смазка “Сапфир”);
  • AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS;
  • смазка № 158 (ТУ 38.101320-77);
  • антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок SKF LGWA 2;
  • полусинтетическая универсальная смазка Total MULTIS COMPLEX S2 A;
  • консистентная смазка Scania 8371W;
  • SLIPKOTE High-Temperature Wheel Bearing Grease # 2;
  • ARAL Radlagerfett;
  • Mobilgrease XHP 222;
  • CHEVRON DELO GREASE EP 2;
  • Mobil 1 Synthetic Grease;
  • «Циатим-221»;
  • MOLYKOTE® LONGTERM 2/78 G;
  • SLIPKOTE POLYUREA CV JOINT GREASE.

При выборе той или иной смазки внимательно читайте прилагающуюся к ней документацию. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях.

Итог по выбору

Перед выбором той или иной смазки поинтересуйтесь в мануале к вашему авто, что на этот счет рекомендует производитель. Хорошо, если он прямо указывает какие определенные марки. Если же нет, то выбор необходимо делать на условии эксплуатации машины. Для большинства рядовых автовладельцев подойдет любая из пяти перечисленных выше смазок. Их эксплуатационные характеристики приблизительно одинаковы, и они отличаются лишь ценой. В противном случае внимательно читайте инструкцию по эксплуатацию к каждому средству, которое хотите купить.

Также остерегайтесь подделок. Старайтесь совершать покупки в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и прочие разрешительные документы. Не покупайте товары в сомнительных местах (маленьких торговых лавках, подземных переходах и так далее). Это минимизирует риск покупки контрафактного товара.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector