Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Почему черные свечи зажигания

Появление черного нагара на свечах зажигания может рассказать автовладельцу о проблемах, которые имеются в его машине. Причинами этого явления может быть некачественное топливо, неполадки с зажиганием, несоответствие топливовоздушной смеси или неправильно настроенный карбюратор и так далее. Все эти проблемы можно диагностировать достаточно легко, лишь взглянув на черные свечи зажигания.

Возможные причины появления нагара

Перед тем как ответить на вопрос о том, почему свечи черные, необходимо определиться, как именно они почернели. Ведь это от этого зависит, в каком направлении производить поиск. В частности, свечи могут чернеть все вместе, а может лишь одна или две из набора. Также свеча может почернеть лишь с одной стороны, а может по всему диаметру. Еще различают так называемые “мокрый” и “сухой” нагар.

Следует учесть, что скорость появления и характер нагара напрямую зависит от имеющихся неисправностей (если они есть):

  • Нагар на новых свечах начинает образовываться минимум через 200-300 км пробега. Причем желательно ехать по трассе приблизительно с одинаковой скоростью и нагрузкой на двигатель. Так свечи будут работать в оптимальном режиме, и можно будет более объективно оценить состояние агрегатов автомобиля.
  • Количество и тип нагара зависит от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенных АЗС, а не ездить на газолине или подобных смесях. Иначе установить настоящую причину появления нагара (если он имеет место) будет тяжело.
  • В карбюраторном двигателе должны быть правильно выставлены холостые обороты.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, почему на свечах зажигания появляется черный нагар. Может быть 11 основных причин:

  1. Если вы заметили почернение лишь с одной стороны, то, скорее всего, это вызвано прогаром клапана. То есть, нагар на свечу попадает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
  2. Причиной черных свечей может быть прогар клапана. Ситуация аналогична предыдущей. Нагар может проникать на нижний электрод.
  3. Неверно выбранное калильное число свечи вызывает не только её повреждение в дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение попервах. Если упомянутое число мало — то поменяется форма конуса нагара. В случае, если оно велико — то почернеет только верхушка конуса, а корпус будет белым.

«Сухой» нагар на свече

Как правило, при выставленном позднем зажигании и работе на обогащенной топливовоздушной смеси возникают следующие последствия:

  • пропуски зажигания (на инжекторных двигателях появляется ошибка P0300);
  • проблемы с запуском двигателя;
  • неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах, и как следствие, повышенный уровень вибрации.

Далее расскажем, как устранить перечисленные неисправности и как почистить свечи зажигания.

Что делать при появлении нагара

В первую очередь необходимо помнить, что масляные загрязнения и перегрев, результатом которого является копоть на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Особенно страшен перегрев, поскольку из-за него возникает вероятность выхода из строя электродов на свечах без возможности их восстановления.

В случае, если на вашем авто появилась лишь одна почерневшая свеча, то диагностировать поломку можно, попросту поменяв свечи местами. Если после этого новая свеча также почернеет, а старая очиститься — значит, дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось — тогда возникают вопросы к работоспособности самой свечки.

Масляные отложения

В отдельные случаях свечи могут быть мокрыми и черными. Чаще всего причиной этого факта является попадание масла в камеру сгорания. Дополнительные симптомы этой неисправности следующие:

  • затрудненный запуск двигателя;
  • пропуски в работе соответствующего цилиндра;
  • двигатель при работе дергается;
  • появление синего дыма из выхлопной.

Масло в камеру сгорания может попасть двумя путями — снизу или сверху. В первом случае оно попадает через поршневые кольца. И это очень плохой признак, ведь зачастую это грозит капитальным ремонтом двигателя. В редких случаях можно обойтись раскоксовкой мотора. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, то оно идет из ГБЦ по направляющим клапанов. Причина этого заключается в износе маслосъемных колпачков. Для устранения этой неисправности необходимо лишь заменить колпачки.

Нагар на изоляторе

Красный нагар на свече

В некоторых случаях нагар, который естественным образом появляется в камере сгорания, может на высоких оборотах двигателя отрываться от поршня и прилипать к изолятору свечи. Следствием этого будут пропуски в работе соответствующего цилиндра. Двигатель при этом будет “троить”. Это наиболее безобидная ситуация, почему чернеют свечи зажигания. Устранить ее можно просто почистив их поверхность или заменив на новые.

Если в вашем двигателе появились черно-красные свечи, то это значит, что вы заливаете топливо с избыточным количеством присадок с металлами. Долго его использовать нельзя по той причине, что со временем металлические отложения образуют на поверхности изолятора свечи токопроводящий налет. Искрообразование ухудшится и свеча вскоре выйдет из строя.

Чистка свечей зажигания

Чистка свечей зажигания от налета

Чистку свечей необходимо проводить регулярно, так же как и осматривать их состояние. Рекомендуется это делать приблизительно через 8. 10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать в момент замены масла в двигателе. Однако при наступлении описанных выше симптомов можно сделать это и раньше.

Сразу стоит оговориться, что старым методом с использованием наждачной бумаги для чистки электродов пользоваться не рекомендуется. Дело в том, что так возникает риск повреждения защитного слоя на них. Особенно это актуально для иридиевых свечей. У них центральный электрод тонкий и покрыт иридием, являющимся полудрагоценным и редким металлом.

Для очистки свечей зажигания вам понадобится:

  • моющее средство для удаления налета и ржавчины;
  • одноразовые пластиковые стаканчики (после окончания процедуры очистки подлежат утилизации, использовать их для пищевых продуктов в дальнейшем нельзя);
  • тонкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
  • ветошь.

Процедуру очистки выполняют по следующему алгоритму:

  1. В подготовленный заранее стакан наливают чистящее средство до уровня, чтобы полностью погрузить в него электроды свечи (без изолятора).
  2. Погружают в стакан свечи и оставляют на 30. 40 минут (в процессе возникает химическая реакция очистки, которую можно наблюдать невооруженным глазом).
  3. По истечению указанного времени свечи достают из стакана, и с помощью кисточки или зубной щетки удаляют налет с поверхности свечи, особенно уделяя внимание электродам.
  4. Промывают свечи в теплой проточной воде, удаляя химический состав и грязь с их поверхности.
  5. После промывки вытереть свечки насухо подготовленной заранее ветошью.
  6. Финальный этап — просушить свечи на батарее, в духовке (при небольшой температуре +60…+70°С) или при помощи фена или тепловентилятора (главное, чтобы оставшаяся в них вода полностью испарилась).

Выполнять процедуру необходимо тщательно, очищая и удаляя всю грязь и налет, имеющиеся на поверхности. Помните, что вымытые и очищенные свечи работают на 10. 15% эффективнее, чем грязные.

Появление черной свечи зажигания на карбюраторе или инжекторе может быть вызвано разными причинами. Как правило, их сразу несколько. Например, неправильно подобранные свечи, продолжительная работа двигателя на высоких оборотах, неверно выставленное зажигание, неисправные маслосъемные колпачки и так далее. Поэтому рекомендуем вам при появлении описанных выше симптомов и просто периодически проверять состояние свечей зажигания на вашем авто.

Так вы не только продлите срок эксплуатации двигателя, но и сохраните мощность и комфорт при вождении. Дополнительную информацию о том, как можно диагностировать двигатель автомобиля по цвету нагара свечей зажигания вы можете посмотреть дополнительно.

iMarker › Блог › КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, УСТРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.

Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.

Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ

Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси. При этом нельзя делать выводы о состоянии мотора, выкрутив свечи зажигания через 10-20 или более тысяч километров. Диагностика проводится исключительно на «свежих» свечах, но при этом они должны пройти обкатку в 150-200 километров.

Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:

Установить новые свечи;
Проехать на них 150-200 километров;
Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.
Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.

ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя. Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.

Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.

МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР

Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:

Износ маслосъемных колпачков на поршне;
Износ поршневых колец на клапане;
Износ направляющих втулок клапана.
Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы. При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.

СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ

Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:

Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.

Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца. Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.

БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.

ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения. Также белый нагар с «глянцевым» отблеском может появляться по следующим причинам:

В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.
Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.

СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.

Чистка свечей зажигания

Свечи зажигания — важный элемент двигателя, который при плохом состоянии может привести к сложностям в запуске двигателя и снижении мощности. Нагар на свечах появляется из-за постоянного сгорания топлива и извлечения искры. Возможна чистка свечей зажигания, проводимая в домашних условиях. Для этого есть химические средства и специальное оборудование, выбор зависит от сложности загрязнения.

Причины появления нагара на свечах зажигания

Причины, по которым свечи зажигания могут чернеть, нужно рассмотреть. Это сделает обслуживание системы комфортнее. Зная, в чем кроется причина появления нагара, можно будет проводить профилактику, не допуская критической ситуации.

Типичные причины загрязнения:

  • плохое топливо — примеси в бензине могут откладываться на свечах зажигания из-за высокой температуры. Чем их больше в топливе, тем быстрее нагар образует плотный слой;
  • некачественный тюнинг силовой установки;
  • неверная настройка системы зажигания;
  • моторного масла в смеси с бензином слишком много, что часто встречается с двигателями с двухтактным режимом работы;
  • обогатитель топливной смеси работает некорректно;
  • давление в топливной рампе превышено.

Загрязнения делятся на виды. Черный нагар может быть сухим или влажным, в зависимости от источника. Сухое загрязнение проявляется из-за ошибочно подобранных деталей, которые несовместимы с конкретной системой.

Встречается масляный налет, причина этого — просачивание технической жидкости в камеру сгорания. Это происходит из-за ухудшения изоляционного слоя и уплотнителей, неверного расположения поршневых колец. Если проблема в поршневых кольцах, это признак износа мотора и того, что вскоре потребуется его капитальный ремонт.

Важно! Масло может проходить через изношенные маслосъемные колпачки. Будет достаточно их заменить, чтобы возобновить нормальный режим работы.

Если нагар появляется на боковом электроде и окантовке изолятора, значит цилиндры мотора работают неправильно и подлежат проверке. Наконец, нагар, имеющий малиновый или бордовый цвет, может сказать о плохом качестве присадок для бензина или нарушении дозировки.

Когда свечи зажигания нужно чистить

Кроме явного нагара на свечах, опознать ситуацию, в которой их потребуется очистить, можно даже не заглядывая под капот. Озаботиться процедурой прочистки нужно, если:

  • при работе мотора он «троит», что свидетельствует об отключении одного или нескольких цилиндров;
  • выхлопные газы выходят плотными и имеют сизый оттенок;
  • при начале движения появились заметные рывки;
  • мотор запускается неохотно и не с первой попытки;
  • расход бензина значительно вырастает.

Если проблема в цилиндре, определить это можно по нагару, который будет наибольшим в нестабильном секторе. Остальные свечки будут иметь нормальный налет, это специфика двигателя внутреннего сгорания.

Способы очистки в домашних условиях

Чтобы не обращаться к мастерам, которые устанавливают завышенные цены, чистку проводят дома. Для этого можно использовать аппараты и «дедовские» методы.

С помощью пескоструйного аппарата

Это легкий метод, требующий специального аппарата. Суть работы в том, что на свечу сжатым воздухом направляется поток чистого речного или кварцевого песка.

Очистка бытовой химией

Бытовая химия не создавалась для автомобилей и подходит только для домашней уборки. Но за неимением спецсредств, ей можно пользоваться в качестве очистителя, причем подойдет любая активная химия — Cillit или Крот. Достаточно налить средство в посуду и полностью погрузить в него свечи.

Жидкость помутнеет уже через полчаса, нужно достать свечи, завершить снятие налета щеткой и промыть элементы под проточной водой. Стоит окончательно протереть детали, просушить их на батарее или феном. Как только последняя влага уйдет, свечи можно будет поставить обратно.

Чистка уксусом и содой

Уксусной кислотой чистят свечи еще с прошлого века, ведь метод простой, а уксус стоит на любой кухне. Водителю нужно:

  1. Опустить свечи в уксус на один час.
  2. Достать их из жидкости.
  3. Закапать внутрь 5 капель электролита для аккумуляторов.
  4. Почистить деревянной зубочисткой оставшийся нагар.
  5. Промыть чистой водой, просушить.

Иногда в уксус добавляется сода, это провоцирует реакцию. Но стоит запомнить, что слишком активная работа может повредить свечки, их останется только заменить.

Применение наждачной бумаги

Наждачная бумага временно улучшит состояние, если другого варианта чистки или замены пока нет. Обработка наждачкой оставит на элементах микроцарапины. Вскоре начнутся проблемы, ведь царапины станут центром притяжения нагара, поскольку бензин из них не успеет испариться. Используя наждачку, следует быстро купить новые свечи и заменить их.

Тепловой метод

Тепловой метод очень рискованный, поскольку, перегрев ведет к разрушению изолятора. Для выгорания налета можно использовать паяльную лампу, горелку и даже газовую плиту в домашних условиях. По достижении малинового цвета нужно прекратить нагрев.

Элемент остужается, дополнительно прочищается зубной щеткой, продувается автомобильным компрессором. Важно выдержать грань нагрева, иначе можно получить неработающую свечу.

Применение уксуснокислого аммония

Это сильный способ очистки от нагара, который может быть опасен для человека по причине ядовитых паров. Для прочистки потребуется 20%-й уксуснокислый аммоний и ряд действий:

  1. Промыть свечки в бензине и высушить.
  2. Налить ацетат аммония в емкость из металла, которой будет достаточно для погружения свечей.
  3. Нагреть средство до 90 градусов, либо кипения.
  4. Прекратить нагрев, положить свечи внутрь на полчаса.
  5. Элементы прочищаются зубной щеткой высокой жесткости.
  6. Дополнительно необходимо промыть свечи водой и высушить.

Обратите внимание! Если очищенные свечи планируется хранить как запасные, металлические части нужно обработать WD-40. Сильное средство, такое как уксуснокислый аммоний, может разрушить защитный слой деталей, без обработки на них появится ржавчина.

Другие способы

Водители предлагают иные методы очистки свечей зажигания от нагара:

  1. Ультразвуковой — применяется в сервисах для прочистки форсунок и свечек. Элементы размещают в ванночке и включают ультразвуковые волны. Такой метод достаточно дорогой и по эффективности сравним с дешевой очисткой пескоструем.
  2. Иные химические средства — по аналогии с Кротом и Cillit’ом, можно также использовать раствор лимонной кислоты, жидкости для чистки карбюраторов, газированные напитки с ортофосфорной кислотой.

Как очистить свечи зажигания от нагара в домашних условиях: видео

Очистка точно пройдет правильно, не приведет к порче элементов, если перед глазами будет наглядное пособие. Видеоролик расскажет о процессе прочистки и поэтапно покажет, как нужно это делать.

Рекомендации по профилактике

Профилактические меры, позволяющие замедлить образование нагара и увеличить интервалы между обслуживанием, достаточно просты. Следует использовать качественный бензин с октановым числом не ниже рекомендуемого. Если это все же произошло, не стоит прожигать топливопровод более высоким октановым числом, лучше достать свечи и произвести легкую чистку.

Если на свечах зажигания появился нагар, либо автомобиль стал работать не так продуктивно, как раньше, следует заняться очисткой источников искры. Для этого применяются химические и механические методы, но в любом случае нужно соблюдать инструкцию, которая поможет не испортить детали и добиться результата.

Нагар на свечах: причины. Как очистить свечи от нагара?

Производители свечей зажигания в целях привлечения клиентов нередко отмечают способность их продукции исправно служить по несколько сезонов. Однако в реальных условиях эксплуатации подобная долговечность встречается крайне редко. И это вовсе не значит, что элемент в принципе не может порадовать автовладельца столь завидной продолжительностью жизни. На рабочий срок немалое влияние оказывает пресловутый нагар на свечах, с которым необходимо бороться. Подобные негативные факторы эксплуатации редко удается исключить, но знание причин их возникновения и способов устранения поможет сохранить не только свечу зажигания, но и другие жизненно важные агрегаты машины.

Причины образования нагара

Для начала важно понимать, что нагар на свече может быть вполне нормальным явлением. Если на поверхностях элемента наблюдается светло-серый налет, то ничего серьезного для работы автомобиля это не сулит. Деталь эксплуатируется при высоких температурных нагрузках, которые вкупе с масляными составами и становятся главной причиной формирования неприятного налета. При этом нагар на свечах появляется не в результате выработки искры, а под влиянием процесса сгорания топлива. Именно на этом этапе происходят химические реакции, способствующие тому, что электроды покрываются слоем нагара.

Главное в этом случае – это оттенок налета, по которому можно определить не только состояние самого элемента, но и выявить возможные неисправности в двигателе. К примеру, нагар на свечах, причины которого заключаются в применении неправильного топлива, может быть красным или белым, а черная сажа говорит о проблемах в трубопроводах и клапанах. Теперь стоит подробнее рассмотреть, каким образом цвета нагара могут быть связаны с причинами его возникновения.

Черный нагар

Существует два вида черного нагара. Он может быть маслянистым и сухим. Если влажных разводов не наблюдается, и налет напоминает обычную сажу, то причиной его образования может быть использование излишне обогащенного топлива. Проблемы в этом случае стоит искать в карбюраторе, регуляции топливного впрыска или в самом обогатителе. Распространенной причиной, по которой возникает сухой черный нагар на свечах, является засор в воздушном фильтре. В результате этой неисправности двигатель получает недостаточный объем кислорода, из-за чего топливная смесь сгорает не полностью. Поэтому вполне закономерно присутствие отложений из черной сажи.

Масляный налет имеет другие причины образования. В частности, это нередко связано с тем, что масляная смесь в избыточных объемах поступает в камеру сгорания, однако ее полное сгорание в ней не происходит. При этом может быть несколько путей прохождения масла, из-за которых образуется маслянистый черный нагар на свечах и смежных элементах. В их числе стоит отметить маслосъемные поршневые кольца и колпачки на клапанах.

Белый нагар

Нагар белого цвета также может иметь различную структуру и, соответственно, причины образования. Наиболее распространенным считается налет, вызванный применением некачественного или не соответствующего характеристикам двигателя топливом. Также и свеча может не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. Есть и другая разновидность налета, когда образуется белый нагар на свечах с глянцевым оттенком. В данном случае проблема обусловлена воздействием высоких температур на элемент, что, в свою очередь, может быть вызвано следующими причинами:

  • применение обедненного топлива;
  • непредусмотренный подсос воздуха во впуске;
  • неполадки в системе охлаждения (например, засоры труб в радиаторе).

Иногда автомобилисты обнаруживают и места плавления электродов. Это происходит из-за того, что было неправильно выставлено зажигание – как правило, оно раннее. При этом необязательно, чтобы присутствовал белый нагар на свечах или другой налет. Элемент может быть чистым, но это нисколько не отменяет необходимости исправлять настройки системы.

Красный нагар

Если выявлен красноватый или коричневый оттенок, то о серьезных проблемах беспокоиться не стоит. Такой нагар обычно связан с применением различных присадок для двигателя. Известно, что подобные дополнения, кроме основных функций в виде усиления мощности или минимизации износа рабочих элементов, влекут немало побочных эффектов. К ним относится и нагар на свечах зажигания красного цвета. Обычно он устраняется посредством чистки и не представляет опасности для элемента. Тем не менее, в таких случаях стоит пересмотреть характеристики используемых присадок и, возможно, заменить их на другие смеси или вовсе исключить.

Как очистить свечу от нагара?

Процедура вполне доступна любому автолюбителю и не требует профессиональной помощи. Однако следует заранее подготовить необходимые материалы и вспомогательные средства. В первую очередь, потребуется жесткая щетка, которой будет производиться операция. Конечно, ответ на вопрос о том, как очистить свечи от нагара, будет неполным без химических средств. Использовать нужно 20-процентный раствор аммония ацетата и моющие смеси против ржавчины, накипи и других налетов. Итак, первым делом свечи извлекаются из своих гнезд и обезжириваются. Далее их следует просушить и погрузить в подготовленный раствор на 20 минут. Данная процедура размягчит структуру нагара и позволит с минимальными усилиями устранить его при помощи щетки и моющего средства.

Положительный эффект от чистки

Целесообразность выполнения чистки очевидна по той причине, что электроды, пораженные налетом, в большинстве своем работают на 10% хуже. В частности, нагар на свечах способствует понижению эффективности выработки искры. Чистка же позволяет увеличить следующие показатели автомобиля:

  • повышение динамических качеств, поскольку топливо лучше сгорает;
  • сокращение топливного расхода в среднем на 5%;
  • снижение объемов вредных выбросов автомобиля;
  • повышение качества детонации на холостом ходу;
  • автомобиль становится стабильнее при трогании и не дергается, когда водитель давит на газ.

Как заменить свечу?

В большинстве случаев решение о замене принимается именно после проверки свечи на предмет наличия нагара. Если очистка не помогла восстановить функцию элемента, то единственным выходом становится его утилизация и покупка новой детали. Сама по себе замена свечей не требует особых усилий. В первую очередь, на деталь следует нанести антикоррозийное покрытие в виде смазки. Старая же свеча выкручивается с помощью ключа, а с изолятора необходимо снять колпак, но так, чтобы не повредилась резьба. После того как будет установлен новый элемент, колпак фиксируется обратно на свое место.

В процессе выполнения данной операции важно не допускать попадания инородных частиц песка, пыли и грязи – они могут повлиять на дальнейшую эксплуатацию автомобиля. В остальном замена свечей не предполагает сложностей, и если они соответствуют техническим требованиям и параметрам двигателя, то срок службы будет максимальным.

Заключение

Образование нагара на свечах как такового не представляет угрозы для двигателя и других ответственных агрегатов. При этом налет, несомненно, сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля. Гораздо существеннее, что нагар на свечах может выступать своеобразным индикатором технического состояния других деталей и систем. В зависимости от того, какой оттенок приобрел налет, можно сделать выводы о тех или иных неполадках в технической начинке. Также нагар дает основания для корректировки режима использования топливных и масляных смесей. Но, разумеется, не стоит забывать и о самих свечах, так как их функция зажигания также остается немаловажной. Правильная чистка электродов и регулярная проверка их состояния позволит эксплуатировать автомобильные свечи как можно дольше, не испытывая проблем с выработкой искры и последующим сгоранием топлива.

О каких проблемах свидетельствует нагар на свечах зажигания

Рано или поздно любой водитель начинает задумываться, а хорошо ли работает двигатель его «железного коня». Разобраться в этой ситуации могут помочь посещение сервисного центра, где есть возможность провести диагностику двигателя с использованием компьютерных программ, или проведение замеров уровня компрессии, но оба эти метода, как и другие технологии этого направления, требуют наличия сложного оборудования и хорошего специалиста. Естественно, что данная работа стоит обычно совсем недёшево. Для того чтобы избежать ненужных трат, сначала можно попробовать проверить работу мотора самостоятельно. В этом нам поможет внимательный осмотр свечей зажигания, а именно нагара на них, который образовался за время использования автомобиля.

Причины нагара на свечах зажигания.

Нагар на свечах поможет опытному автомобилисту довольно чётко определить, что же в работе его авто не так. Свой след на элементах зажигания оставят и некачественное топливо, и перебои в работе карбюратора, и нарушения цилиндро-поршневой системы, и многие другие проблемы. Чтобы заметить нарушения, владельцу машины будет достаточно провести внимательный осмотр СЗ и оценить состояние функционирования двигателя по цвету нагара.

Как правильно оценить состояние свечей

Налёт на свечах, который образуется при эксплуатации автомобиля, может дать довольно точную информацию, но проверку необходимо проводить с соблюдением ряда правил:

  1. Оценивать налёт можно только после пробега в 150 – 200 км., обязательно с новыми или хорошо очищенными СЗ.
  2. Не стоит паниковать, если в холодное время года в работе мотора слышатся небольшие перебои, а на низких оборотах элементы зажигания покрываются чёрным налётом. Это является результатом того, что при низких температурах рабочая смесь подвергается обязательному обогащению, которое при слабо прогретом моторе не сможет полностью сгореть. При повторяющихся перебоях в работе мотора стоит уделить особое внимание состоянию высоковольтных проводов.
  3. При визуальной диагностике элементов стоит помнить, что они могут самоочищаться только при высоких температурах, которые возможны лишь при работе двигателя на высоких оборотах.

Окраска нагара

При длительной эксплуатации СЗ не могут быть идеально чистыми, и многих интересует, какой должен быть нагар при исправном автомобиле, и почему это не всегда так. В ситуации, когда двигатель автомобиля абсолютно исправен, вывернув свечу, можно увидеть налёт буроватого цвета – от светлых до тёмных оттенков коричневого. Это свидетельствует о том, что электрод за время эксплуатации автомобиля выгорал равномерно. При корректной работе всех агрегатов авто срок службы элементов зажигания обычно достигает 30000 км. Современные модели двух и трёхэлектродных свечей могут не меняться в два раза дольше. Если при осмотре владелец автомобиля обнаруживает, что свечи зажигания имеют нагар совершенно разного цвета, это означает, что в работе двигателя имеются явные нарушения. Давайте разберёмся с возможными видами нагара.

Белый нагар

Белый налёт на свечах зажигания обычно бывает нескольких оттенков, которые свидетельствуют о несколько разных проблемах:

  1. Сероватый оттенок. Это явное свидетельство использования некачественного топлива. В этом случае СЗ достаточно выкрутить прочистить, и они будут готовы к дальнейшему использованию. Важным условием для устранения проблемы будет смена плохого бензина.
  2. Блестящий нагар в сочетании с эрозиями на контактных электродах. В этом случае можно быть твёрдо уверенным, что свечи перегреваются. К такой ситуации довольно часто приводят некачественное топливо, неправильно подобранные СЗ или проблемы с системой охлаждения. После устранения причин образования нагара свечи, пожалуй, придётся заменить. В этом случае нужно будет более внимательно отнестись к их тепловым характеристикам.
  3. Белый налёт. Не стоит путать его с нагаром. Возникает налёт вследствие попадания в цилиндр двигателя антифриза. Довольно часто этот процесс сопровождается появлением белого дыма из выхлопной трубы. Если свечи понюхать, то можно почувствовать ярко выраженный сладковатый запах. Для устранения данной проблемы нужно будет устранить попадание антифриза и только затем заменить элементы зажигания.

Чёрный нагар на свечах зажигания

Как отмечают все автолюбители, нагар чёрного цвета можно встретить, пожалуй, чаще всего. Он тоже может несколько различаться, что говорит о поломках различного характера:

  1. Бархатисто-чёрная сухая копоть. Нагар такого типа будет всегда присутствовать при использовании высокообогащенного топлива и значительно повышенном расходе бензина. Такой нагар всегда имеет запах бензина. Если это произошло с автомобилем, имеющим карбюратор, то будет достаточно просто отрегулировать систему подачи топлива. В инжектором варианте причин, по которым возникла эта проблема, может быть несколько, например, неполадки с кислородным датчиком, поломка дроссельной заслонки или простой засор воздушного фильтра.
  2. Маслянисто-блестящий. Такой нагар обычно образуется на изоляторе. У автомобиля отмечается высокий расход масла. Чаще всего это сигнализирует о процессе попадания в камеру сгорания масла. Происходит это вследствие сильного износа направляющих втулок и цилиндров клапанов, изношенных маслосъёмных колец или же из-за потери эластичности маслосъёмных колпачков. От хозяина машины это потребует проведения дополнительной диагностики двигателя и устранения поломки. Только после этого стоит менять свечи зажигания.
  3. Чёрная копоть, напоминающая замшу. Она появляется в результате неверно подобранной к данному двигателю СВ. В данном случае это будет слишком «холодный» вариант, и процесс самоочищения происходить не будет. Чаще всего это касается езды по городу с небольшой скоростью и с частыми остановками. После очистки свечу снова можно использовать, но если условия езды не изменятся, то вас вскоре снова будут ожидать те же проблемы. Самый лучший выход из этой ситуации – это просто подобрать подходящую, с меньшим калильным числом, свечу.

Красный нагар на свечах зажигания

В том случае, если СЗ покрывается красным нагаром, причём оттенок может быть совершенно разным, следует в первую очередь сменить станцию, где вы наиболее часто заправляетесь бензином. Такой налёт появляется только в результате некачественного топлива. Чаще всего эта проблема наблюдается у автомобилей, которые заправляют 95 или 98 бензином. Владельцы заправок для достижения дополнительной прибыли добавляют в 92 бензин разного рода дешёвые присадки, чем пытаются перевести топливо в другую категорию. Самые дешёвые присадки обычно содержат различные металлы, например, свинец. В процессе работы двигателя соединения металла оседают на свечах в виде красного нагара. Этот налёт имеет высокую проводимость тока, и свеча уже не может обеспечивать необходимую вспышку топлива. В данной ситуации владельцу автомобиля нужно будет не просто сменить свечи, но и обязательно поменять место постоянной заправки.

Довольно часто результатом добавления в топливо металлосодержащих присадок становится возникновение эрозий на концах электродов. Это стопроцентный признак того, что свечи больше не пригодны к эксплуатации. Наряду с заменой свечей, как и в предыдущем случае, придётся поменять заправку.

Зольный налёт

Иногда на элементах зажигания можно увидеть налёт, похожий на золу, с совершенно разными оттенками. В этом случае можно заподозрить поломку в системе зажигания инжектора или карбюратора. Свечи нужно очистить, если это возможно, или поставить новые. После пробега в 150 км. нужно снова провести проверку состояния свечей. В случае появления признаков бензина поездка в автомастерскую для проверки карбюратора становится неизбежной.

Жёлтый нагар

Иногда на свечах можно увидеть ободки желтоватого или даже зелёного цвета. Это тоже результат использования топлива низкого качества, в котором присутствует свинец. Необратимых последствий для автомобиля в такой ситуации в скором времени не ожидается, но стоит задуматься, нужно ли переплачивать за такое качество бензина или стоит сменить заправочную станцию. Замена свечей в данном случае крайне желательна.

Чистка элементов зажигания

Не всегда свечи требуют немедленной замены, иногда их можно просто очистить и устранить возможную причину образования отложений. Провести такую процедуру можно двумя способами:

  1. Механический способ очистки. Он заключается в применении простой наждачной бумаги или небольшой металлической щётки. Несмотря на простоту метода, он имеет ряд недостатков. При такой очистке можно повредить напыление на электродах СЗ, да и простые царапины становятся причиной повышенного скопления отложений.
  2. Химический метод. Он более предпочтителен, особенно для удаления чёрного нагара. Автолюбителю потребуется приготовить простые чистящие средства, зубную щётку и тряпку. Элементы нужно замочить примерно на полчаса и затем хорошо промыть. После просушки свечи можно использовать снова.

Анализ данной проблемы и опыт автомобилистов говорят о том, что визуальная диагностика покрытых копотью свечей зажигания – прекрасный метод не пропустить начало проблем с топливной системой машины. Нужно не лениться и время от времени осматривать эти детали. Кроме того, не стоит забывать, что СЗ имеют свой срок службы, и при появлении налёта в первую очередь стоит проверить именно данный момент. При необходимости свечи нужно заменить и только тогда приступать к первичной диагностике двигателя.

Читать еще:  Как отличить вариатор от автомата визуально: определяем тип акпп
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector